Пути толкования: методы и правила

I. Сны делятся на 3 вида

Первый вид

Хороший и благоприятный сон; и этот сон является ра­достной вестью от Аллаха и одной частью из сорока шести частей пророчества. Сказал Пророк : «Не останется после меня пророчеств, кроме ал-мубашшират (благих вестей)», а когда его спросили, что такое ал-мубашшират (благие вести), он ответил им: «Это праведные сны, которые видит человек, или видятся они ему...». Всевышний Аллах как-то спросил Адама: «Ты видел все, созданное Мной, но заметил ли ты из всего увиденного кого-нибудь, похожего на тебя?». И Адам ответил: «Нет, о Господь, сотвори же мне пару, похожую на меня, чтобы жила со мной и признавала только Тебя и поклонялась только Тебе, как и я...». И Аллах усыпил Адама, а пока тот спал, сотворил Еву и посадил ее у его изголовья. Когда же Адам проснулся, то Аллах спросил его: «Кто эта, сидящая возле твоей головы?». И Адам ответил: «Это видение, которое Ты показал мне во сне, о мой Господь...». И это был первый сон, увиденный человеком.

Второй вид

Плохой и неприятный сон; и этот сон наводит Шайтан, чтобы вызвать у человека в душе страх и ужас и поиздеваться над ним. Пророк сказал: «Одни сновидения от Аллаха, другие от Шайтана». Сны же, которые приходят от Шайтана, побуждают к совершению грехов. Это могут быть и бестолковые сны, и кошмары, и сны, вызывающие поллюцию, после которой необходимо совершать ритуальное купание (гусл). Чтобы к человеку пришли добрые сны от Аллаха, ему нужно лечь спать чистым, с мыслями об Аллахе и совершая молитву (ду'а). Сны от Шайтана приходят, когда человек ложится спать нечистым, с мыслями о чем-то непристойном или на сытый желудок.

Третий вид

Сон о том, что человек раньше говорил про себя или о чем беспокоился наяву и затем увидел это во сне. Спящий может увидеть во сне то, что он привык обычно делать. Как, например, если тот, кто привык есть в определенное время, заснет в это время, то он увидит себя во сне едящим.

Сны, которые не входят в эти три вида, являются путаными снами, т.е. бессвязными и неясными, и их невозможно растолковать из-за их смешанности и несоответствия основам толкования.


II. И если сон будет хорошим и благоприятным, то тому кто его увидел, желательно совершить 4 вещи

  1. Восхвалить Всевышнего Аллаха за этот сон
  2. Радоваться и ожидать хорошего
  3. Рассказать сон тому, кого он любит и желает добра, но никак не тому, кого он не любит и кто желает ему зла
  4. Растолковать его правильно и хорошо, потому что сон сбывается так, как его растолкуют

III. Если же сон будет плохим и неприятным, то тому, кто его увидит, желательно соблюсти 7 вещей; если он их совершит, то этот сон не принесет ему вреда по воле Всевышнего Аллаха

  1. Попросить у Аллаха защиты от зла, привидевшегося в этом сне
  2. Трижды попросить у Аллаха защиты от Шайтана
  3. Трижды поплевать в левую сторону
  4. Поменять положение, например перевернуться с левого бока на правый
  5. Совершить намаз (желательный или обязательный)
  6. Не рассказывать его никому
  7. Не толковать его для себя

Источником всех этих действий являются священные хадисы

  1. Имам ал-Бухари приводит хадис от Абу Сайда ал-Худри, что он слышал, как Пророк сказал: «Если кто-либо из вас увидит благоприятный сон, то, поистине, он исходит от Аллаха, и пусть он воздаст хвалу Аллаху за него и расскажет о нем друзьям. А если увидит неблагоприятный сон, то он исходит от Шайтана, и пусть он попросит у Аллаха защиты от зла этого сна и не упоминает о нем никому, и тогда он не принесет ему вреда»
  2. Ат-Тирмизи и другие привели хадис от Абу Хурайры, который передал, что Пророк сказал: «Если кто-либо из вас увидит хороший сон, то пусть растолкует и расскажет его. А если увидит плохой сон, то пусть не ищет его толкования и не рассказывает его»
  3. Имам ал-Бухари и Муслим приводят от Абу Саламата хадис, в котором он говорит: «Я видел сны, которые всегда вы­зывали во мне болезнь, пока я не услышал слова Пророка «Хороший сон - от Аллаха, и если кто-либо из вас увидит приятный сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме того, кого он любит и кому хочет рассказать. Если же увидит неприятный сон, то пусть попросит защиты у Аллаха от зла этого сна и зла Шайтана, пусть поплюет влево 3 раза и никому не говорит о нем, ибо только тогда он не принесет ему вреда»
  4. А в хадисе от Муслима говорится: «...и если он увидит хороший сон, то пусть обрадуется ему, и не рассказывает его никому, кроме любимого человека»
  5. Муслим приводит от Джабира хадис, в котором Пророк говорит: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему неприятен, то пусть 3 раза поплюет влево и попросит у Аллаха защиты от Шайтана и затем перевернется с одного бока на другой»
  6. Муслим также приводит хадис от Абу Хурайры: «Если кто-либо из вас увидит во сне то, что ему неприятно, то пусть встанет и, сделав омовение, совершит намаз и никому его не рассказывает»

IV. Что касается того, как правильно толковать сны, то следуй следующим правилам

  1. Установи самое важное и главное в своем сне или то, что ты считаешь символическим отображением события, которое может свершиться наяву. Выбери то, что является доброй вестью, или предвещанием опасности, или предостережением или же благом в земной или загробной жизни, и отбрось все лишнее, смешанное и неупорядоченное
  2. Определи для каждой из этих вещей основу из основ толкования, выведенную из Священного Корана, или хадисов, или их анализа, сопоставлений и сравнения, или собственных имен и образований слов

Что касается толковании, основанных на Священном Коране, то они примерно таковы

Веревка толкуется заветом, так как Аллах в Коране за­поведал нам:
...и держитесь за вервь Аллаха... (3:103)

Корабль следует толковать как спасение, ибо Всевышний Аллах говорит:
...И Мы спасли его (Ноя) и тех, кто были на ковчеге... (29:15)

Древесину можно понимать как лицемерие в вере, так как Всевышний говорит:
...они (лицемеры) подобны приставным столбам... (63:4)

Камень объясняется суровостью сердца, ибо Аллах гласит:
...они (сердца) тверды, как камень, или еще тверже... (2:74)

Грудной ребенок означает врага, ибо в Слове Аллаха сказано:
...и подобрало его (Мусу) семейство Фир 'авна, чтобы для них он оказался врагом и напастью... (28:8)

Пепел, зола означает неправильное и бесполезное дело:
Пример тех, кто не уверовал (в Аллаха): дела их подобны пеплу, над которым поднялся вихрь... (14:18)

Вода символизирует испытание:
Мы напоили бы их водой обильной. Мы этим испытали бы их... (72:16,17)

Вкушение свежего мяса, согласно Корану, означает хулу, поклеп:
Захочет разве кто-нибудь из вас есть мясо умершего бра­та... (49:12)

Зелень, огурцы, чеснок, чечевица, лук и другие овощи для того, кто взял их в руки во сне, означают; что он заменил лучшее, что имел из имущества или средств к существованию, или знаний, или жены, или жилища, на худшее, ибо слово Всевышнего гласит:
Ты моли Бога своего о нас,, чтобы Он даровал нам овощи, что на земле произрастают: и огурцы, и лук,, и чеснок,, и чечевицу. Он им сказал: «Неужели вы лучшее хотите заменить худшим?..» (2:61)

Доброе, хорошее дерево означает доброе слово, а скверное, плохое дерево толкуется скверным словом, ибо слова Всевышнего гласят:
Прекрасное слово (исповедание веры) подобно прекрасно­му дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу... А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли... (14:24, 26)

Сад указывает на деяния, а его сжигание - признак их ан­нулирования:
... И обрушился на сад огненный вихрь и поглотил в нем все дотла... (2:266)

Яйца символизируют женщин, ибо сказано:
...они (девы, гурии) подобны тщательно хранимым яйцам. (37:49)
Также и одежда, ибо Аллах говорит: ...они (жены) одежда вам... (2:187)

Свет объясняется прямым, истинным путем, а тьма - за­блуждением:
...из тьмы Он ведет их к свету... (2:257)


Что же касается толкований, основанных на Сунне (т.е. хадисах), то они таковы

  • Ворона толкуется нечестивым человеком, ибо Пророк назвал ее нечестивой птицей
  • Мышь объясняется падшей грешной женщиной, так как Пророк назвал ее маленькой порочницей
  • Ребро и стеклянные изделия символизируют женщин, со слов Пророка «Женщина создана из ребра», и его слов своему сподвижнику: «Горе тебе, о Анджаша! Обходись со стеклянными сосудами (т. е. женщинами) бережнее» (хадис муттафакун алайх)
  • Рубаха, по словам Пророка символизирует веру, религию: «Я увидел во сне людей, которые явились передо мной одетыми в рубахи, длина которых одним доходила до груди, а другим - ниже этого. Затем передо мной явился Умар ибн ал-Хаттаб в рубахе, которую он волочил за собой». Сподвижники спросили: «Что же это означает, о Посланник Аллаха?». Он ответил им: «Веру»
  • Молоко символизирует знания, ибо сам Пророк дал ему такое толкование. Оно также толкуется как «Ал-Фитрат» (врожденное по природе свойство веры в Аллаха), о чем и повествуется в хадисе о вознесении Пророка на седьмое небо
  • Чернокожая женщина с безобразными и перепутанными волосами во сне объясняется чумой, так как Пророк сказал: «Я увидел во сне, как черная и с безобразной головой женщина вышла из Медины и дойдя до Мах'я (места, где паломники из Сирии, Египта и Марокко намереваются совершить хаджж и одеваются в ихрам, ее еще называют ал-Джухфа), остановилась там. И я объясняю это тем, что чума перешла туда». (Приводит Имам ал-Бухари.)
  • Дождь - это правильный путь и знания. Он говорит: «Пример тех знаний и правильного пути, с которыми Аллах послал меня к вам, подобен дождю...» (хадис муттафакун аллайх)
  • Прямая и ровная дорога означает Ислам, стены - заповеди Аллаха, а открытые в них двери - это запреты Аллаха. Это исходит из хадиса, который передал Ан-Наввас: «Аллах по­казывает пример Правильного Пути, по обеим сторонам этого пути две стены, в них открытые двери, на дверях спущенные занавесы, а в начале этой дороги стоит призывающий вас... » (Ахмад и ат-Тирмизи и др.)
  • Жилище означает Рай, пир означает Ислам, а призывающий на пир - это Мухаммад И кто ответит на зов призывающего и войдет в жилище, то этот сон для него -радостная весть о том, что он войдет в Рай, если это будет угодно Аллаху, так как в хадисе, приведенном ал-Бухари, говорится: «Однажды к Пророку когда он спал, пришли ангелы...». И далее в хадисе говорится: «Пример Аллаха подобен человеку, построившему дом, и затем, устроив в нем угощение и пиршество, послал человека звать гостей, и кто ответит на его зов, тот войдет в дом и вкусит угощения, а кто не ответит, тот не войдет в дом и не отведает из яств этого пиршества»
  • Верблюды означают величие, овцы - благодать, а лошади -добро и благо, исходя из хадиса, который приводит Ибн Маджа: «Верблюды - величие для их хозяев, овцы - это благодать (баракат) а добро и благо связаны на чубах лошадей до Судного дня»
  • Собака, которая возвратилась к своей рвоте и выпила ее, символизирует человека, забирающего обратно подаренную им кому-либо вещь, как об этом говорится в достоверном хадисе: «Тот, кто возвращает обратно свой подарок, подобен собаке, которая возвращается к своей рвоте и пьет ее» (хадис муттафакун 'алайх)
  • Сладкий лимон - это верующий, читающий Коран
  • Финик - это верующий, который не читает Коран. Райхан (базилик) - это лицемер (притворяющийся верующим), который читает Коран. А колоквинт - это лицемер, который не читает Коран. Об этом повествует хадис Пророка «Пример верующего, который читает Коран, подобен сладкому лимону: приятны его запах и вкус. Пример верующего, не читающего Коран, подобен финику: он приятен на вкус, но не имеет запаха. Пример лицемера, который читает Коран, подобен райхану, который имеет приятный запах, но горек на вкус. Пример же лицемера, который не читает Коран, подобен колоквинту: он не имеет запаха и горек на вкус» (хадис муттафакун 'алайх)
  • Притеснение символизирует мрак, и наоборот. Скупость -это гибель и кровопролитие. Пророк говорит: «Бойтесь притеснять кого-либо, ибо, поистине, притеснение - это мрак (для совершившего его) в Судный день. И бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость ввергла в погибель тех, кто был до вас, она побудила их к кровопролитию и присвоению запретного» (Муслим)
  • Пальма, со слов Пророка символизирует мусульманина, предавшегося Аллаху. Он, обращаясь к своим сподвижникам, сказал: «Поистине, из деревьев есть такое дерево, листья которого не падают, оно, поистине, подобно мусульманину, скажите, что это за дерево?» Ибн Умар сказал: «И люди начали называть имена деревьев, растущих в пустыне, но мне пришло в голову, что это пальма». Затем они сказали: «Скажи ты нам, о Посланник Аллаха, что же это за дерево?» Он сказал: «Это пальма» (хадис муттафакун 'алайх)
  • Человек, носящий с собой мускус (миск), символизирует хорошего приятеля, а человек, накачивающий кузнечный мех, - плохого приятеля, исходя из хадиса, который гласит: «Пример хорошего и плохого друга...»

Что касается толкований, основанных на смыслах, со­поставлении и сравнении, то они таковы

  • Огонь - это смута, мятеж и хаос, ибо огонь уничтожает все, к чему прикоснется и что встает у него на пути
  • Звезды символизируют ученых ('алиимов), ибо жители земли руководствуются ими
  • Железо и разные виды оружия - это сила и победа
  • Приятный запах - лучшая похвала, хорошее слово и дело
  • Неприятный - наоборот. Петух - это широко известный и влиятельный человек. Змея - это враг или распространитель ереси, который убивает своим «ядом»
  • Выход больного молчаливым из своего жилища - к смерти, а разговаривающим - к выздоровлению
  • Выход из узких дверей - облегчение и спасение
  • Поездка, путешествие означает изменение положения
  • Смерть человека означает его покаяние и возвращение к Аллаху, ибо смерть - это возвращение к Аллаху
  • Сеяние и вспахивание земли - это работа
  • Собака - это слабый враг, который много кричит и шумит, но причинить реальный вред не в силах
  • Лев — это могущественный и властный человек
  • Лиса - это хитрый, коварный и уклоняющийся от правды человек
  • Всякий не опасный для здоровья прирост органов тела - к добру, и всякий чрезмерный прирост - не к добру
  • И каждое восхождение на высоту - хвалимо, и каждое падение с высоты вниз - порицаемо
  • Что касается же толкований, основанных на собственных именах и образованиях слов, то они таковы: Если приснился человек, которого зовут Рашид («благо­разумный»), - это толкуется благоразумием и правотой. Если его имя Салим («безопасный», «благополучный») -это толкуется его безопасностью и благополучием. Имя Са'ид («счастливый») - счастьем, Нафи' («приносящий пользу») -пользой, Укба [т] («результативный»)-результативным исходом, Рафи («высокий», «превосходный») - превосходством, Ахмад («похвальный») - прославлением и Салих («праведный», «благочестивый») - праведностью и благочестием
  • Имам Муслим со слов Анаса приводит хадис Пророка который сказал: «Однажды ночью я увидел во сне, что мы находимся в доме Укбы ибн Рафи и нам принесли свежие финики из фиников Ибн Таба (что означает «сын зре-лости и расцвета»), и я растолковал его тем, что в земной жизни нам будет принадлежать величие и превосходство, в загробной жизни -благоприятный исход, и что наша религия уже расцвела».

Ибн ал-Варди сказал:
Словообразования из названий и имен
Со слов Ибн Сирина являются основой в толковании.
И передан хадис об этом достоверный.
Так действуй по нему, раз нет других основ.
Иль если сон так краток и довод слаб!
Как наше слово «савсана» - лилия, что значит
(буквально) - «су у-сана» — год плохой,
Или «на 'ам» - что значит страусы.
Указывает на «ни ма» - милость Божью.
Больной исцелится, если Салима (здорового) во сне увидит.

А коль ему приснится, что путник он иль изгнанник. Иль будто эмигрировал он в страну другую, Или женщину, иль людей, в путь вышедших, увидит. То скоро он поселится под сырой землей.

Ал-Мунави, толкуя последние строки этого стихотворения, говорит: «Третий вид толкования - это если больной увидит во сне, что его посетил человек по имени Салим, или Салам, или Салман, или Сильм, или Сулейман, или Наджа, или Наджи (все эти имена означают „здоровый, благополучный"), то он исцелится от своей болезни. Если же он увидит себя путешествующим, или выходящим из своего дома или изгнанным из своего города, или увидит, что он переезжает с одного места на другое, или увидит людей, которые приготовились выйти в путь и т. п., то он скоро умрет от болезни и поселится под землей».

И сравнивай с этим другое.
Но если нет возможности дать правильное толкование своему сну даже с помощью этих источников, то используй книги о толковании снов, пользующиеся доверием у людей.

в) После того, как ты представишь события, увиденные во сне, и установишь для каждого из них правильную основу, ты начни собирать и соединять эти основы друг с другом, чтобы извлечь из них ясный и прямой смысл. Эти разъяснительные примеры я выбрал для тебя из книг толкования снов, автор которых является носителем знамени науки о толковании снов, я имею в виду великого арабского ученого и писателя Имама Мухаммада Ибн Сйрйна ал-Басри, жившего в VIII веке н. э., известный также под именем Абу-Баир.
Ал-Хаджадж ибн Иусуф (ученый и амир, но притеснитель) увидел во сне, будто две гурии спустились с небес, одну из которых он взял, а вторая вернулась на небеса. И когда об этом сне рассказали Ибн Сирину, он сказал: «Две гурии - две смуты, с одной из которых он справится, а с другой - нет». После этого Хаджадж справился со смутой Ибн ал-Аш'аса и не справился со смутой Ибн ал-Мухалляба.

В этом сне есть два главных фактора:

  1. две гурии
  2. взятие ал-Хаджаджем одной гурии и упущение другой


Имам Ибн Сирин установил для первого факта основу из основ толкования, на которую указывает хадис, и это толкование женщин - смута, мятеж и искушение, так как Пророк сказал: «Я не оставил после себя искушения (испытания), более опасного для мужчин моей общины, чем женщины» (хадис муттафакун 'алайх).
Для другого факта он установил другую основу - это по­стижение смуты и мятежа. Затем он, соединив между собой эти две основы, извлек ясный смысл, и как он растолковал сон, так и случилось.
Однажды к Ибн Сирину пришел человек и сказал ему: «Я за­сватал девушку, потом я увидел ее во сне черной и короткой». Он ему ответил: «Что касается ее черноты, то это ее богатство, а ее короткий рост - это ее срок жизни». И не прошло много времени, как она умерла и он унаследовал ее имущество.
Здесь также два фактора:

  1. чернота девушки
  2. ее невысокий рост

Имам Ибн Сйрйн установил для первого фактора основу из синонимов языка. В арабском языке говорится: такой-то имеет «черноту», т. е. много богатства. А для второго фактора избрал основу, опирающуюся на смысл, сопоставление и сравнение. И он сравнил тело с жизнью в ее длительности и краткости, затем, соединив эти две основы, вывел этот смысл.

Абд Аллах ибн Муслим передает: «Однажды я сидел вместе с Ибн Сирином, и затем, покинув его, я сел вместе с людьми из секты ибазитов. После этого я увидел во сне, как будто я нахожусь с людьми, которые несут джаназа (погребальные носилки с телом) Пророка и я пришел к Ион Сйрйну и рассказал ему об этом. Тогда он сказал: „Почему ты сел вместе с людьми, которые хотят похоронить то, с чем послан Мухаммад ?»

В этом сне также есть два фактора:

  1. джаназа Пророка
  2. несение его погребальных носилок и желание по­хоронить его

Ибн Сйрйн назвал первый фактор истиной, с которой пришел Мухаммад а второй фактор - уничтожением этой истины. Затем он соединил оба фактора и получил вышеупомянутый смысл.

Некий мужчина пришел к Ибн Сирину и сказал ему: «Мне приснилось, что на моей голове золотая корона».

Ибн Сирин сказал: «Бойся Аллаха, ибо твой отец находится на чужбине, он ослеп и хочет, чтобы ты навестил его!»

Затем мужчина достал из-за пояса только что пришедшее к нему письмо от отца, в котором тот упоминает о своем ослеплении и о том, что он на чужбине и велит ему прийти к нему

В этом сне - три фактора:

  1. голова
  2. корона
  3. золото

Ибн Сйрйн для этих факторов избрал три основы, взятые из смыслового значения и образования слов. Голова - это глава, и глава этого мужчины - его отец. Корона - одно из уборов аджамцев (неарабов), и земля иностранцев для арабов - чужбина. А золото (арабск. захаб) означает уход, исчезновение и пропажу зрения (захаба).

Затем он соединил между собой эти основы и вывел такой поразительный смысл.

Видно, что этот сон, которому дал толкование Ибн Сирин, свершился так, как он сказал. И это потому, что сны в боль­шинстве случаев свершаются именно так, как их толкуют. Ал-Хаким передает со слов Анаса что Пророк сказал: «Поистине, сон свершается так, как его растолкуют, и пример этого подобен человеку, поднявшему свою ногу и ожидающему; когда поставит ее на землю. И если кто-либо из вас увидит такой сон, пусть никому не говорит о нем, кроме как искренне относящемуся к нему знатоку толкований».

Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа приводят от Абу Рузайна ал-Акима хадис, который он передал от Пророка «Сон привязан к ноге птицы, пока ему не дадут какого-либо толкования и как только его растолкуют, он падает (т. е. сбывается)...».

И поэтому мы говорим, предостерегая вас: «Необходимо толковать сон как можно наилучшим образом, но без самоуве­ренности и произвольности, а если нет, то лучше воздержаться от толкования».

Ибн ал-Варди сказал: «Смысл сна находится на крыле птичьем, и когда вы его растолкуете, на вас падет вред его или польза».

г) Если ваш сон имеет два противоположных смысла, вы должны посмотреть, к какому он более подходит по словам и более близок к основам, и соотнести их.

  • Сны часто выражают противоположные значения. Так, на­пример, если человек плачет во сне, то это к радости, а если плач сопровождается каким-либо звоном, отзвуком или жалобным звуком, то это к беде
  • Если человек смеется во сне - это к печали, а если просто улыбается - к пользе или к совершению доброго дела
  • Если приснятся орехи - к скрытому богатству, но если этот сон сопровождается шумом и треском, то это к ссоре или вражде
  • Что касается времени, то дневные сны сильнее, чем ночные, и больше вероятности, что они сбудутся. Пророк сказал: «По­истине, сны, приснившиеся днем, правдивее, потому что Аллах Всемогущий ниспослал мне свои откровения именно днем»
  • Человеку, которому кто-то доверил свой сон, необходимо проявлять должное почтение к рассказчику: не смеяться, не перебивать, не торопить, быть терпеливым и в душе желать добра тому, кто рассказывает. Так, например, Пророк Мухаммад прежде чем выслушать чей-то сон, говорил: «К добру при­близиться, от зла отдалиться, добро нам, а зло нашим врагам, и слава Аллаху Господу Миров, рассказывай свой сон...»
  • Следует также прекратить повествование сна в момент вос­хода солнца, когда солнце в зените и в момент заката солнца
  • Тому, кто растолковывает сны, следует как можно уте­шительнее толковать плохие сны, то есть не следует сильно расстраивать рассказчика, увидевшего во сне что-то нехорошее
  • Ал-Мунави в своей книге Шарх ал-Алфийя ал-Вардиия (поэма в 1000 бейтов) передает слова ученых: «Тому, кто толкует сны, необходимо поступать обдуманно и осмотри-тельно, он должен полностью разобраться в сновидении и рассмотреть состав связных слов и их упорядоченность и также четко различать лишние и подлинные слова. Он должен еще быть в курсе значения сна, который ему приснился, и представить его перед правилами толкования, и если сон содержит в себе два разных толкования, то выберите более подходящий вашему разуму и соответствующий вашему положению»

д) Иной раз вам, возможно, может присниться сон, толкование которого относится к вашему брату, или к приятелю, или к одному из родственников, или же к тому, с кем у вас установлены какие-либо отношения. Так может быть, если его смысл не подходит вам и если то, что предвещает сон, нереально для вас, и ваш приятель более достоин смысла этого сна.

Как, например: если кто-либо увидит сон, смысл которого указывает на смерть, то это касается именно его. Однако если он здоров телом, а его друг болен, в таком случае этот сон подходит к другу больше.

Пророк увидел во сне, как его ярый враг, его дядя Абу Джахль, присягнул на верность Исламу, а случилось это с его сыном Икримой. И когда он принял Ислам, Пророк сказал: «Вот, сон мой сбылся».

Он также увидел во сне, как его сподвижник Усайд ибн ал-Ас стал правителем Мекки, и это сбылось с его сыном Ата-бом ибн Усайдом, которого Пророк впоследствии назначил правителем Мекки.

е) Если вы увидите сон, в толковании которого имеет место недостаток какого-либо мусульманина, которого Аллах скрыл, то и вы скройте его и не рассказывайте о нем, но если вам все-таки придется упомянуть о нем, то не называйте имени этого человека, ибо поистине, если вы сделаете это, то вы хулитель и клеветник.

Ибн ал-Варди говорит:
Когда толкуешь сны людские,
Скрывай их недостатки,
И не подобает собою восхищаться.
Если тобою сон разгадан верно.
Вероятное прими, отбрось иное
И верную версию прими во внимание.
Ибо во сне вместе с добром присутствует и зло.
Вот сон, к примеру: играющий на лютне
Сидит внутри мечети.
Ты дай мечети предпочтение
И устрани все то, что скверно в ней.

е) Следует знать, что толкования снов различаются по мере различия достоинств и внешности лиц, видевших сон, и каждый сон человека имеет толкование и объяснение, которое подходит ему.

И оно для одного может оказаться милостью и благом, а для другого - мучением и наказанием.

Некий человек рассказал Ибн Сирину: «Мне приснилось, как будто я призываю к молитве (т. е. читаю азан)».

Тот ответил ему: «Ты совершишь хаджж (паломничество в Мекку)». И такой же сон рассказал ему другой человек, и Ибн Сирин истолковал ему сон тем, что он лишится руки за воровство.

Затем его спросили о причине различия между двумя тол­кованиями, на что он ответил: «Я увидел, что первый имеет привлекательный вид и хороший характер, и я истолковал слово Аллаха:

И возвести среди людей о хаджже... (22:27)

Я не удовлетворился внешним видом и характером второго и поэтому истолковал слово Аллаха, Велик Он и Свят:
И возгласил потом глашатай: «О, вы, кто в этом карава­не, поистине, вы воры!» (12:70)

О человеке, увидевшего себя во сне читающим проповедь с кафедры. Ибн Сйрйн сказал: «Он получит власть, а если он не будет достоин ее, то его распнут».

ж) Возможно, что сон маленького мальчика может относиться к одному из его родителей, а сон раба - к его господину, а сон жены - к ее мужу или одному из ее домочадцев.

Ибн ал-Варди также сказал:
И сон, который раб увидел, Может касаться его господина. И что жена увидела во сне. Постигнуть может ее мужа.. А сон ребенка к отцу припиши. Если к толкованию он не пригоден.

з) Способ решения трудностей и неясностей во сне.

Ал-Мунави в своей книге Шарх-уль-Альфийя говорит: «Следует знать, что если вы узнали и поняли сон от начала до конца, то его толкование поддается легко. Но если известна и понятна лишь некоторая его часть и не понятна другая, то следует тол­ковать то, что понятно, и изучить остальное, часть за частью. И затем, если эти части станут понятны, то так оно и будет, а если вы не поймете их всех, то обратите свое внимание на соответст­вие и взаимосвязь между его частями, и если они будут иметь такое соответствие, то необходимо воспользоваться этим, чтобы посредством понятных частей понять непонятные из них, и также внимательно исследовать все выводы толкования. Если же сон будет очень трудным для понимания и редким, подобного которому не было, то не надо поспешно толковать его, напротив, необходимо подождать пока не станет ясен для вас».

И наконец, для того чтобы вы стали искусными в толковании своих снов, вам необходимо знать полностью верные основы толкования, его виды и разновидности, выведенные из Корана, Сунны, смысловых и именных словообразований, и также следует уметь сочетать эти основы между собой, чтобы понять их правильный смысл.